2006 год проходит под знаком реализации приоритетных национальных проектов. Нам, простым обывателям, порою трудно понять и оценить то, что решается «на верху». Да, наверное, этого и не нужно делать. Главное, чтобы от принятых решений и всему населению, и каждому отдельному человеку становилось жить хоть чуточку легче. О том, что дадут каждому из нас национальные проекты и не только об этом наш разговор с Главой района Виктором Григорьевичем Литовченко.
— Виктор Григорьевич, прежде чем преступить к разговору о реализации на территории нашего района приоритетных национальных проектов, хотелось бы спросить вот о чем. 23 сентября исполнилось ровно 10 лет, как Вы стали Главой района. В связи с этим наш первый вопрос, как Вы оцениваете это десятилетие как Глава муниципального образования и как гражданин?
— Вопрос на столько емкий, что я боюсь, Вам газеты не хватит, чтобы поместить мой полный ответ. Поэтому попытаюсь ответить кратко. Наш район неразрывно связан с жизнью всей области. Поэтому и мне как руководителю района, и всем нам повезло, что в области все эти годы у руля стоит наш Губернатор Петр Иванович Сумин. Многое, чего удалось добиться нашему району за эти 10 лет, стало возможным благодаря поддержке и его лично, и возглавляемой им команды. За 10 лет наш район смог вернуть себе звание одной из основных сельскохозяйственных житниц Челябинской области. Не все, конечно, удалось добиться в развитии агропромышленного комплекса, ведь сельское хозяйство очень сильно зависит и от погоды, и от цен на горючее, и от многого другого.
Я рад, что за эти десять лет встал на ноги и окреп наш малый бизнес. Если раньше он сводился лишь к торговой деятельности, то сегодня наши бизнесмены осваивают и много других видов деятельности. Они строят, оказывают коммунальные услуги, ведут газификацию…
Сегодня малый бизнес охватывает более 1500 тысяч наших земляков, а это новые рабочие места, стабильный достаток в семьях. Отрадно, что наши бизнесмены не теряются и на уровне области. Многие из них становились победителями областных конкурсов, что благотворно отражается на имидже района. Мы кровно заинтересованы в том, чтобы малый бизнес развивался и дальше. Ведь от того, насколько уверенно будут работать предприниматели, зависит в конечном итоге и наполняемость районного бюджета. Сегодня, например, более 30% налогов, поступающих в бюджет района — это отчисления малых предприятий.
За это десятилетие очень многое удалось сделать в развитии социальной инфраструктуры села, в развитии систем связи, в дорожном строительстве, благоустройстве, в развитии местного самоуправления.
Но вообще-то, оценку нашей работе должны давать не мы сами, а наши избиратели.
Я рад, что жители Чесменского района не единожды поддерживали мою кандидатуру на выборах Главы района. Поверьте, такое доверие народа ко многому обязывает. Да и все достижения района стали возможными благодаря труду и терпению всех без исключения жителей района, где бы они не жили и не трудились.
И повторюсь, оценку моей работы и работы администрации должно давать население.
— Ну, хорошо, давайте поговорим о политической стабильности в районе и Ваших политических оппонентах…
— Я считаю, что об этом говорить не стоит. На селе вся политическая стабильность сводится к тому, как живут люди, тепло ли в их домах, есть ли чем кормить домашнюю живность. А то, на что Вы намекаете, то к политике по большому счету никакого отношения не имеет. Да, люди жили в Чесменском районе, но население их на выборах не поддержало. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Не захотели они работать в районе, нашли работу, что называется на стороне. И там работают. Правда, нужно признать, что в различных СМИ наши земляки «засвечиваются» не всегда с лучшей стороны. Но, видимо, это уже тенденция.
— Перейдем к приоритетным национальным проектам. Весь год мы слышим о приоритетах, обозначенных Президентом, но пока особых изменений не ощущается. Когда же, по Вашему мнению, население почувствует, что продекларированные приоритеты позитивно повлияли на его жизнь?
— Так уж устроен человек, что ему хочется все и сразу. Но чудеса на свете, увы, происходят не часто. Да и Президент, говоря о приоритетах, не обещал, что «с завтрашнего дня народ станет жить лучше». Приоритетные национальные проекты рассчитаны на перспективу.
Не следует забывать и о том, с какой базы стартовали различные области и республики, разворачивая работу по реализации проектов. Челябинская область задолго до того, как об этом сказал Президент, начала реализовывать социальные проекты. Вспомните, как начиналась у нас программы «Школьный автобус», «Компьютеризация школ». Поэтому нам и кажется, что ничего нового в том, что обозначил Президент, нет. К этому жители Челябинской области уже привыкли, а вот, скажем, для Бурятии школьные автобусы и компьютеры в школах в диковинку. Поэтому в таких регионах национальные проекты воспринимаются населением, да и местными властями, как что-то необычное.
Кроме этого я не согласен с Вашим утверждением, что результатов нет. Разве это не результат, когда человек смог получить субсидию на строительство или покупку жилья?
Разве это не результат, когда человек смог получить практически беспроцентный кредит на развитие личного подсобного хозяйства?
Конечно, если говорить о таких глобальных проектах, как «Здоровье» и «Образование», то там первые результаты появятся не ранее, чем через года два. Самое главное, что для этого закладывается серьезная база уже сегодня.
— Поговорим о каждом проекте отдельно. Наверное, самым значимым среди них является проект «Здоровье». Ведь всем нам хочется быть здоровее и жить дольше.
— Вы попали в самую точку. Главной целью проекта «Здоровье» является именно увеличение продолжительности жизни граждан России. А это очень важно для страны в свете демографических проблем, стоящих перед ней. Конечно, простым вливанием финансовых средств, пусть даже и значительных, добиться главной цели невозможно. Проект предусматривает изменение самой сути российской медицины. Если раньше она была ориентирована на развитие стационарных видов медицинской помощи, то сегодня планируется сделать уклон на развитие амбулаторно-поликлинической помощи. Многие могут подумать, что теперь больных будут лечить только амбулаторно, а в стационар будут направлять только в исключительных случаях. Определённая доля истины в этом есть. Но речь- то идет не о развитии поликлиник за счет только закрытия стационаров. Речь идет о развитии профилактического направления в медицине. Люди должны болеть реже, и тогда и стационары не потребуются. Конечно, это очень длительный процесс. Должны «перестраиваться» как медики, так и их пациенты.
Уже сегодня в Тарутино и Чесме готовятся два офиса врачей общей практики. А это значит, что больным не придется выстаивать очереди к «узким» специалистам. Первичное обследование будут делать врачи общей практики, или, как их еще называют, семейные врачи. В Светлом мы открыли пункт «Скорой помощи», который будет обслуживать светловскую и березинскую зоны. В районной поликлинике началась уже подзабытая диспансеризация населения. Пока обязательной диспансеризации подлежат работники бюджетной сферы в возрасте от 35 до 55 лет. Но, я думаю, что вскоре будет возрождена и всеобщая диспансеризация, которой в свое время славилась советская медицина. В настоящее время закупается современное диагностическое оборудование, которое позволит своевременно выявлять заболевания у наших граждан. Проводятся ремонты ФАПов.ʯКонечно, 65 тысяч на ремонт одного фельдшерско-акушерского пункта маловато. Но, если учесть, что там серьезные ремонты не проводились много-много лет, то и выделенным средствам мы рады. Кстати, ремонты ФАПов проводятся как за счет средств областного бюджета, так и за счет бюджета района.
Я уверен, что все, что проводится в нашем здравоохранении сегодня и то, что будет производиться в будущем, позитивно отразится на здоровье нашего населения.
— Перейдем к другому проекту – «Образование». Что всем нам ждать от его реализации? И что делается в нашем районе для его реализации?
— Приоритетный национальный проект «Образование» ориентирован, прежде всего, на повышение интеллектуального потенциала нашей молодежи и создание условий для того, чтобы наши школьники имели возможность пользоваться современными средствами коммуникаций, по которым сегодня живет весь мир.
Проект «Образование» сегодня, пожалуй, является самым финансово ёмким. В систему образования вливаются весьма значительные средства. А ведь ещё совсем недавно мы только мечтали о капитальных ремонтах школ и детских садов. А сегодня мы можем планировать нашу работу на перспективу, зная, что на очередной финансовый год будут выделены средства на ремонт того или иного образовательного учреждения. В данном случае я имею в виду не только школы, но и детские сады.
Но, наверное, наивно было бы думать, что деньги в район идут сами по себе. За них нужно «бороться». Поэтому сегодня я, как глава муниципального образования, рад, что наши учебные заведения одержали серьёзную победу в «битве» за эти деньги. Чесменская средняя школа №1 стала лауреатом всероссийского конкурса и получила грант Президента в размере 1 млн. рублей. Чесменская школа №2 завоевала грант Губернатора в полмиллиона рублей, а Светловская школа стала победителем районного конкурса и получила 250 тысяч рублей. Некоторые могут сказать, опять Чесма. А что делать другим школам? На это отвечу так. Не нужно бояться никаких конкурсов, нужно в них участвовать. Нам ведь есть, что показать. А будем сидеть, никуда не высовываясь, ничего не получим.
Не подвели нас и детские сады. Сразу два детских сада, Чесменская «Берёзка» и Беловский детский сад, тоже выиграли гранты по 100 тысяч рублей.
Эти средства будут направлены на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, на приобретение наглядных пособий, внедрение новых образовательных технологий.
В этом году на капитальный ремонт объектов социальной сферы мы направили почти более 9 млн. рублей. Львиная доля этих средств пошла на ремонт образовательных учреждений.
Я сегодня с удовлетворением могу констатировать, что в районе создано единое образовательное пространство, включающее в себя детские сады, школы, филиал СПТУ, филиалы МАГУ и СГУ. И работа в этом отношении продолжается. На базе Центра образования разворачивается колледж ЮрГУ. Сегодня задача состоит в том, чтобы все эти структуры объединить в единую схему, которая бы позволяла нашим жителям получать все уровни образования, не выезжая за пределы района.
Современные образовательные технологии подразумевают использование электронных учебников. Сегодня такие учебники приобретаются для наших школ. Но оказалось, что электронные учебники мы можем создавать и сами. Сегодня на базе Чесменского межшкольного методического центра сформировалась группа единомышленников, которая успешно работает над созданием учебника по краеведению. Настоящим «мотором» этой работы является Заслуженный учитель России Вера Ивановна Лукьянова.
Национальный проект «Образование» подразумевает под собой и поддержку учителей, внедряющих инновационные технологии в процесс образования. Отрадно, что такие учителя есть и у нас. И в двойне приятно, что они были удостоены весьма значительных денежных премий от Президента и Губернатора. Да и район выделил по 10 тысяч рублей десятерым лучшим педагогам района.
Словом, проект « Образование» набирает обороты. Но «накачка» системы образование – не самоцель. Главное, чтобы всё это благотворно сказалось на воспитании и образовании наших детей.
— Виктор Григорьевич, уж коли мы заговорили об образовании, давайте обсудим вопрос, который не имеет прямого отношения к национальному проекту, но напрямую влияет на работу каждой школы. Речь идёт о, так называемом, подушевом финансировании образовательных учреждений. Иными словами, сколько детей в школе, столько денег школа и получит. К чему это может привести?
— Ответ на Ваш вопрос напрашивается сам собой. Внедрение подушевого, или, как его ещё называют, нормативного финансирования может привести к тому, что некоторые школы могут быть закрыты. Это, на мой взгляд, самое страшное, что может произойти на селе. Не будет школы в деревне, не будет и самой деревне. Всё это мы пытаемся доказать в различных инстанциях, предлагаем пересмотреть коэффициенты финансирования. Но пока это больше похоже на разговор глухого с немым. Самое смешное, хотя это смех сквозь слёзы, что сегодня в Москве такой метод финансирования рекламируется как самый передовой. Обидно, что Президенту всё это показывают в искажённом виде. Да, супер-школы от такого финансирования только выиграют, но как быть менее крупным школам. И кто сказал, что возить детей в соседнюю деревню экономически выгодно? Ведь когда говорят о детях, о их здоровье и безопасности, не всё измеряется деньгами.
Мы будем и дальше «стучаться во все двери», чтобы доказать, что предлагаемая Правительством России схема финансирования образования – это смерть для села.
— Виктор Григорьевич, давайте поговорим о наших детских садах. Как известно, в Челябинской области реализуется программа « Развитие дошкольного образования». Что делается в нашем районе в этом отношении?
— Необходимость развития системы дошкольного образования напрямую не связана с приоритетным национальным проектом «Образование». Однако, нужно признать, что без развития детских садов не может быть нормального функционирования школ. Ведь от того, насколько подготовленными наши дети придут в первый класс, во многом зависит, как дети будут учиться дальше. Есть в этом отношении и ещё один аспект. В настоящее время рождаемость, пусть и медленно, но повышается. А это значит, что через 3-5 лет потребуются дополнительные места в детских садах. С этим, кстати, связана и наша обеспокоенность по поводу школ. Ведь если мы закроем школы сегодня, то через 5-10 лет нам нужно будет их открывать снова.
Для реализации программы «Развитие дошкольного образования» в прошлом году мы открыли детский сад в Новоукраинке, в этом году планируем открыть группу детского сада на базе Клубовской школы. А на будущий год нужно решать по открытию детских садов в Бускуле, Камышном. Да и по Чесме нужно принимать решение, ведь уже сегодня в районном центе более 25 ребятишек стоят в очереди на получение места в детских садах. Иногда приходится слышать, что, мол, чего тут сложного, взял и открыл. Но открытие новых учреждений очень и очень сложное дело. Нужно искать средства на оплату коммунальных, на выплату заработной платы, на продукты питания и на многое- многое другое.
Важно учитывать, что реализация данной программы подразумевает под собой обеспечение доступности для населения услуг детских дошкольных учреждений. И речь здесь идёт не только о наличии мест в детских садах, но и доступности этих мест с точки зрения размеров родительской платы. Мы вот разрешили сельским поселениям самим определять размер родительской платы, и что? Мало кто воспользовался этим правом. И получается, что в «навороченном» детском саду районного центра размер родительской платы такой же, как и в детском саду маленького посёлка. А это, на мой взгляд, неправильно. С 1 января 2007 года государство взяло на себя обязательство компенсировать определённую долю родительской платы за услуги детского сада. В связи с этим возникает закономерный вопрос, сколько государство компенсирует нашим родителям, если размер родительской платы не соответствует нормативам? ( По существующему нормативу размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребёнка в детском саду. В Чесменском районе родительская плата составляет лишь 5-7% от величины содержания детей в детских садах-прим. ред.)
В общем, мы работаем в этом направлении. И работы предстоит много.
— Давайте перейдём от образования к следующему национальному проекту, «Доступное и комфортное жильё гражданам России». Ещё Булгаков писал, что «квартирный вопрос испортил москвичей». Эпохи меняются, а проблема доступности жилья остаётся. Что нам предстоит сделать для реализации данного проекта?
— Согласен, жилищная проблема является наиболее острой. Отсутствие жилья является одной из причин, по которым молодёжь не хочет задерживаться на селе. Поэтому в ближайшее время нам предстоит сделать очень многое для увеличения объёмов жилищного строительства и параллельно с этим решать вопросы по доступности построенного жилья в рамках действующего Жилищного Кодекса.
В настоящее время в очереди на улучшение жилищных условий в районе состоит более 200 человек. Причём, эту очередь нужно разделить на две части.
Первая, это, так называемые льготники, которым государство обязано предоставить жильё, при условии, если они стаяли в очереди на 01.01.2005 года. Задача органов местного самоуправления в отношении таких граждан состоит в том, чтобы сформировать личные дела очередников и направить списки в соответствующее министерство Челябинской области. А уже при получении средств из федерального или областного бюджета направить их льготникам苙
Вторая часть очередников — это семьи, которые должны приобретать жильё или за полную стоимость, или производить частичную его оплату. В обоих случаях граждане должны быть признаны жилищной комиссией поселения нуждающимися в улучшении жилищных условий. В настоящее время в районе реализуется две целевых программы- «Молодая семья» и «Обеспечение жильём граждан, проживающих в сельской местности».
Благодаря этим программам, за прошедшие два года 213 семей смогли улучшить (построить или купить) свои жилищные условия. И что нас наиболее радует, 35% этих семей — это семьи молодые.
По национальному проекту « Доступное и комфортное жильё гражданам России» в текущем году нам предстоит построить 4000 квадратных метров жилья. В настоящее время строится 36-квартирный жилой дом и квартал катеджной застройки (улица Новая – прим. ред.) в районном центре. Оба этих объекта строятся как раз по национальному проекту.
На будущий год мы заложим ещё один многоквартирник в Чесме.
— Виктор Григорьевич, а почему строительство ведётся только в районном центре?
— Да нет, строительство ведётся и в других населённых пунктах района, хотя не так активно, как хотелось бы. Но пока, на мой взгляд, нет объективных предпосылок, для увеличения объёмов строительства на периферии. Там и без того много продающихся домов, зачем строить новые? А вот когда ситуация стабилизируется, а это произойдёт не ранее, чем через 5-10 лет, вот тогда будет начато новое строительство в посёлках.
— Наверное, первостепенное для нас имеет национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса»?
— У меня к этому проекту двоякое отношение. С одной стороны сельское хозяйство так долго ждало помощи от государства, что по логике вещей мы должны радоваться этому проекту. С другой стороны — нам хотелось бы, чтобы эта помощь была более ощутимой. Но что есть, то есть. Будем работать.
Данный проект основан на том, чтобы через созданные механизмы кредитования дать возможность сельскому хозяйству подняться на ноги. Но, увы, кредиты дадут не всем, нужно доказать свою хозяйственную состоятельность. И кредиты ведь нужно будет отдавать. Но я думаю, что наши руководители и предприниматели не пожалеют, если примут участие в данном проекте. У нас ведь есть примеры. Предприниматель Г.А.Мурадян из Светлого получил кредит на строительство свинокомплекса, и расчёты показывают, что данное предприятие будет рентабельным.
Для удобства наших граждан в получении кредитов мы открыли филиал Комзембанка, и многие уже получили там кредиты. Продолжает кредитование жителей района и Сбербанк. Так, что варианты есть. Нужно всё только всё правильно рассчитать.
Вторым направлением проекта является непосредственное развитие животноводства и земледелия. Как результат, должна быть увеличена продуктивность общественного поголовья, возрастёт урожайность и другие показатели.
У сельского хозяйства сегодня есть уникальная возможность сделать рывок в своём развитии. И это стало возможным, благодаря национальному проекту.
— Подведём итоги нашего разговора о национальных проектах. Как Вы считаете, какова роль органов местного самоуправления в успешной реализации этих важных приоритетов?
— Самая важная. Без администраций сельских поселений успеха в реализации национальных проектов мы не добь1ёмся. Кому, как не главам сельских поселений лучше знать, что важнее для жителей посёлков? Поэтому активность сельских администраций- это без преувеличения решающий фактор. Там, где главы работают, там и многие вопросы решаются. А там, где только говорят, там и дел особых нет.
Мы не должны забывать, что помимо национальных проектов, нам нужно решать вопросы реформы местного самоуправления. Ведь 131-ый закон (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»- прим. ред.) никто не отменял. Нам всем сегодня нужно учиться жить и работать по-новому. Тогда и наше население будет жить лучше.
— Виктор Григорьевич, последний вопрос. Какие есть проблемы в реализации приоритетных национальных проектов?
— Проблемы есть. Но если организационные трудности мы можем преодолеть, то проблемы отчётности стоят очень остро. С началом реализации проектов документооборот в органах местного самоуправления возрос в разы. Отчитываться приходится по всем направлениям. Когда мы показали все отчётные формы депутату Государственной Думы П.В. Крашенниникову, он единственное смог сказать: « Ну и ну!». Депутат повёз все эти таблицы в Москву, показать своим коллегам. Будем надеяться, что в столице эту бумажную волокиту прекратят.
— Спасибо, Виктор Григорьевич, за обстоятельное интервью.
— Спасибо, вашим читателям, да и всем жителям нашего района за добросовестный труд, спокойствие и выдержанность. Желаю всем здоровья и удачи.